Хозяин, устроивший свалку в гараже, рискует его лишиться. С 1 сентября вступают в силу поправки в Гражданский кодекс, разрешающие изымать нежилые помещения за использование не по назначению или с нарушением прав соседей.
Гаражи, машино-места могут быть принудительно выкуплены у нерадивых. Первая часть ГК дополняется новыми главами: «Недвижимые вещи» и «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места».
Изначально закон должен был вступить в силу через год. Однако по инициативе председателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова приход новых правил был ускорен. «Принимая во внимание текущую непростую экономическую ситуацию в стране, предлагаем пересмотреть сроки вступления в силу отдельных уже принятых федеральных законов на более ранние», — пояснил «РГ» Павел Крашенинников.
Речь в том числе о тех самых новых главах ГК. Они были утверждены ранее и просто ждали своего часа. Теперь их час пробьет гораздо раньше. Как пояснил член Ассоциации юристов России, почетный адвокат РФ Никита Филиппов, процедура изъятия нежилых помещений предполагает обязательное предупреждение хозяина. При этом член АЮР подчеркивает: в отношении нежилых помещений вводятся те же процедуры, что предусмотрены сейчас для жилья. Закон позволяет и сегодня выселить человека из квартиры, если он развел там грязь и вредных насекомых.
«В новой редакции ГК речь, во-первых, будет идти не только о жилых помещениях, а о любых помещениях собственников, включая машино-места, — говорит Никита Филиппов. — Во-вторых, с исками смогут обратиться не только органы местного самоуправления, но и уполномоченные государственные органы».
Неизменным, по его словам, остается обязательность вынесения предупреждения, в случае неисполнения которого у органа появляется возможность принятия соответствующего решения. «При этом, если раньше на практике лишить жилья по данному основанию было довольно сложно, поскольку жилищные права граждан всегда имеют приоритет, закрепленный в Конституции, то в отношении нежилых помещений судебная практика вполне может пойти по совершенно иному пути», — полагает член АЮР.
Также, продолжает Никита Филиппов, при нарушении прав и законных интересов третьих лиц в результате использования машино-места в суд могут обратиться эти лица за защитой нарушенного права.
Споры, связанные с использованием машино-мест не по назначению, достаточно часто встречаются в судебной практике. Например, претензии появляются, когда хозяева превращают свои гаражи в бизнес-точки.
«Ярким примером является спор, который разрешил Девятый кассационный суд общей юрисдикции, — рассказывает Никита Филиппов. — ГСК, обратившись в суд с иском к группе своих членов, указал, что каждому ответчику предоставлено машино-место для установки металлического гаража и хранения автотранспортного средства. Но вместо использования машино-места в соответствии с уставными целями ответчики, объединив два машино-места, на территории кооператива организовали шиномонтажную мастерскую. В этом споре суд обязал убрать объект предпринимательской деятельности — шиномонтажную мастерскую — с территории ГСК».
В свою очередь, руководитель договорной и законотворческой практики Бюро адвокатов Алексей Тё пояснил, что размещение на машино-месте строительных материалов является ненадлежащим использованием — использованием не по назначению. «В связи с чем процедура, предусмотренная ГК, — вынесение предупреждения и в случае неустранения обращение в суд с иском о продаже с публичных торгов, в данном случае вполне возможна», — говорит адвокат. Но если место будет стоять пустым, в этом не будет нарушения, полагает он.
«В земельном законодательстве есть нормы об изъятии участков в случае их длительного неиспользования, — говорит Алексей Тё. — Но в случае с машино-местами ситуация иная, если машино-место стоит пустым, но, например, коммунальные услуги оплачиваются в полном объеме, шансы на изъятие в этом случае практически нереальны». Он подчеркивает: собственник свободен в своих действиях в отношении своего имущества до тех пор, пока это не влияет на права и законные интересы других лиц.